Проектирование и производство изделий
из полимерных композитных материалов

Пн - Пт 09:00 — 20:00

+7 (495) 088-18-92
+7 (925) 224-04-82
whatsApp.pngTelegram-logo.png [email protected]

Карбон в автоспорте

karbonovie-detali-v-avtosporte.jpg

Конечно, автомобильные гонки — это захватывающее зрелище и красота, но также это — серьезный спорт на пределе человеческих и технических возможностей. Поэтому не удивительно, что к гоночному авто предъявляются жесткие требования, а за передовые технологии платятся любые деньги, каким бы ни был выбран автоспорт. А видов его существует немало. В этой статье мы рассмотрим наиболее знаменитые разновидности его и, конечно, применение карбона в каждой из них.

Виды автомобильных гонок

Самая первая гонка на так называемых самоходных транспортных средствах прошла более полутора века назад в Англии и с тех пор значительно изменились не только сами автомобили, но также правила автогонок и требования к транспорту. А еще появились новые разновидности автоспорта, для которых автопроизводители и автомеханики делают прямо-таки невозможное. Итак, какие же бывают гонки?

Автокросс

Это один из самых популярных на просторах СНГ видов автоспорта. Это гонки по кольцевой трассе без какого-либо покрытия. Именно за счет того, что трасса не имеет адаптированного покрытия, ралли проходят весьма зрелищно из-за трамплинов, ям, подъемов и спусков. По всей трассе голосят болельщики, которых не огорчает летящая во все стороны грязь из-под колес. Побеждает тот, кто приходит на финиш первым.

Кольцевые гонки

Отсутствие ям и трамплинов не делает эти автогонки менее эпичными или более безопасными. Конструкция и аэродинамика спорткара, скорость, выносливость, проворность на пит-стопах и тактическое чутье — вот залог победы, если всё это складывается вместе. Наивысший класс этих автомобильных гонок — знаменитая «Формула-1».

Драг-рейсинг

Это еще один вид автоспорта, очень популярного в Америке. Представляет собой спринтерский заезд на одну жизнь покрышек и тормозных колодок. То есть это гонка по прямой, в которой побеждает тот, чья скорость позволяет прибыть первым. С учетом специфики, на трассе за один заезд находится не более двух автомобилей.

Дрифт

Еще один вид автогонок, нещадных к шинам. Иначе и быть не может, когда повороты проходят без сброса скорости, а скорость при этом — предельная. Родина дрифта — Япония, а тернистый путь его как вида пролегает от полного запрета до официальных соревнований.

Применение карбона в болидах: всё ради победы

Независимо от престижа и популярности автоспорта, в каждом его виде и на каждом уровне все устремления инженеров направлены на усовершенствование конструкций и технологий ради победы. Для этого зачастую присматриваются к «Формуле-1».

Дело в том, что это не просто самая престижная гонка в мире, но еще и новатор, поскольку традиционно именно там можно увидеть всё самое передовое — чем когда-то и стал карбон как альтернатива металлу и впоследствии стеклопластику. Так, в болиде «Ф-1» карбона больше чем 70 %.

Правда, в прошлом году стало известно, что «подвинуть» углепластик с пьедестала намеревается лен, однако пока это относится лишь к новой версии сидений, которые в 5 раз эффективнее карбоновых гасят вибрации. Кроме того, пока что это недоступно широкой публике даже в рамках спорта. Поэтому во многих случаях, чтобы получить лучший результат (соотношение массы к прочности) инженеры продолжают и всё больше используют именно карбон.

Например, на сегодняшний день используется карбоновый монокок — это и капсула безопасности пилота, и главная часть гоночного автомобиля. Хотя и сам спорткар, помимо монокока, имеет много конструктивных частей из углепластика: крылья, клюв, днище, понтоны и другие. Сидения также делают из углеволокна, учитывая анатомические особенности пилота, что гарантирует наивысшую эргономику в сложных условиях. А вот в тех местах, где теоретически при разрушении осколок может поранить пилота, вклеиваются маты из кевлара. Подвеска же болида — это сочетание карбона и титана.

И еще немного о спорткарах: известно, что их отличает великолепная аэродинамика. И факт того, что из углепластика можно сделать деталь с практически любой, даже очень сложной, геометрией при высочайшей прочности и легком весе, уже решил судьбу аэродинамических компонентов гоночных автомобилей.

Углепластик для гонщиков: жизнь — главная ценность

karbonovie-detali-na-porsche.jpgКарбоновые элементы болидов прошли не один жесткий краш-тест на запредельных скоростях в столкновениях под разными углами и при самых невероятных сценариях аварий. И всякий раз композит «жертвует собой», спасая жизнь пилоту.

Но не все детали авто можно (и нужно) изготавливать из углепластика.

Встречали в Интернете такую перефразировку Конфуция: «Не важно, какая у вас скорость. Важно, как быстро вы сможете остановиться»? Такая интерпретация не лишена смысла, причем когда речь идет не только о гонке, но и об обычной езде на привычном транспорте — а карбон, разумеется, не обошел стороной и его. Дело в том, что после автоспорта, так уж повелось, карбоновые детали внедряются в обычное автомобилестроение, а затем успешно там «приживаются», хотя результат получается дороговатым. Но вот что никак не подходит ни к какому другому автомобилю, кроме спортивного, — это углепластиковые тормоза. Не карбон-керамические, в состав которых включены карбоновые волóкна, керамика и металл, а только углепластик.

Это чисто автогоночная технология — когда диски и колодки выполняются только из карбона. Потому что когда температура прогрева свыше 400 ⁰ и больше, карбоновые тормоза начинают демонстрировать фантастическую эффективность из-за устойчивого коэффициента трения и прогрессивного торможения, причем под полным контролем пилота. Поэтому гонщики не чувствуют никакого неудобства в прогреве тормозов. А вот на низких температурах композитные тормоза малоэффективны, поэтому даже если есть лишние деньги, то нет особого смысла их заказывать и устанавливать.

Кстати, производство их, как и многих других деталей для спорткаров, не относится к массовому. Делают их на заказ, и всего несколько частных компаний, поскольку производственный процесс сложный и может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Собственно, опыт Carbon Composites показывает, что изготовление практически любого карбонового изделия длится столько же ввиду немалого участия ручного труда.

Но если всё-таки хочется вложить деньги во что-то особенное из углепластика, можно заказать карбоно-керамические. Это хорошая альтернатива даже самым лучшим тормозам из стали с замысловатой конструкцией теплоотведения. С карбоно-керамическими тормозами можно смело забывать о перегреве, деформированных дисках и временных затратах на охлажден6ие тормозной системы (особенно при любви полихачить). Судите сами: один жизненный цикл таких тормозов равен пяти жизненным циклам улучшенных (модернизированных) и десяти — штатных тормозов.

Таким образом, благодаря карбону автоспорт увеличил не только скорость болидов, но и безопасность пилотов, на каком покрытии ни проходили бы соревнования. А еще — подарил много полезностей для обычных «ласточек».

comcarbo-logo.jpg