Проектирование и производство изделий
из полимерных композитных материалов

Пн - Пт 09:00 — 20:00

+7 (495) 088-18-92
+7 (925) 224-04-82
whatsApp.pngTelegram-logo.png [email protected]

Использование карбона в судостроении: от прогулочных яхт до скромных каяков

karbonovie-yahti.jpg

Прежде чем карбон стал использоваться в других отраслях после аэрокосмической, прошло несколько десятилетий. В конце концов проник он и в морскую сферу. Ведь в судостроении, как и во многих отраслях машиностроения, цель увеличения надежности материалов и конструкций всегда актуальна. К тому же для всего, что летает, ездит и плавает с использованием энергоносителей, постоянно стараются минимизировать расход этой самой энергии. Поэтому приход к композитным материалам в судостроительной отрасли был неизбежен после весьма успешного применения его в автопроме — в частности, для знаменитых гонок «Формула-1». А вот затянулся он из-за того, что морская сфера довольно сильно отличается от всех остальных.

Так, главная боль судостроителей — это коррозия и прочие агрессивные влияния воды, в частности соленой. Однако ныне она уже практически утратила свое воздействие на углепластик, так как появилось несколько технологий, которые уже успешно используют в сфере строительства судов разного водоизмещения и применения, особенно высокоскоростных. Причем речь идет как о полностью карбоновых, так и частично — в сочетании с другими материалами.

Преимущества применения карбона в судостроении

Зачем же всё это было проделано? На самом деле причин так много, что нынче в судостроении только главных целей применения углепластика можно выделить несколько:

  • возможность создания бесшовных сверхпрочных корпусов судов и/или их элементов;

  • создание двигателей и элементов управления;

  • использование композитов в рамках противопожарных и термических требований;

  • снижение материалоемкости при высокой надежности;

  • отделочные работы углепластиками судовых помещений с заданными характеристиками звуко- и теплоизоляции, а также экологической чистоты и безопасности для здоровья.


При этом для специалистов уже давно не секрет, что последние требования очень часто ужесточают (особенно в последнее время), стабильно завышая стандарты. И та же картина наблюдается с запросами к пожарной безопасности, особенно когда речь идет о материалах отделки внутренних судовых помещений. Композитные материалы тут демонстрируют высочайшие характеристики. Так что доля композитов, в частности карбона, со временем будет только возрастать.

Использование углепластика в малом судостроении

Небольшой прогулочный катер, выполненный из карбона, всегда вызовет восхищение, даже если на борту не будет каюты с баром, кожаной мебелью и спальным местом. Что уж говорить о дорогих прогулочных яхтах, стоимость которых часто не поддается осмыслению — и не только потому что цена на композиты остается очень высокой: частные суда, корпус которых сделан из стандартных материалов, и без углепластика имеют не дешевые опции и не низкие стоимости. Карбон же может легко увеличить эту цену и уровень солидности в несколько раз даже в базовой комплектации. С таким судном всем окружающим сразу будет понятно: вряд ли владелец выбрал яхту с целью сэкономить пару сотен долларов на топливе… Созерцатели смогут только восхищаться ее дизайном и возможностями.

Новая эра карбона

Тем не менее, несмотря на стоимость, в наши дни производство катамаранов и яхт с корпусами из углепластика расширяется по всему миру: Королевства Дания и Норвегия, Итальянская и Французская Республики, Новая Зеландия, Российская Федерация, да и другие государства уже принялись за выпуск карбоновых плавучих объектов, хотя подобное плавсредство пока еще считается экзотикой.

Да, к сожалению, сколько бы ни говорили о том, что современные материалы и технологии уже помогли преодолеть главные недостатки карбона, которыми его упрекали на первых порах, даже при желании и достаточном количестве средств от задумки до реализации карбонового судна проходит не так мало времени.

Поэтому основные значимые моменты «биографии» карбонового судостроения пока такие:

  • Одной из первых верфей, подаривших жизнь углепластиковой лодке, стала Yachting Developments в Новой Зеландии.

  • А самая большая в мире карбоновая яхта с парусами Pink Gin VI была создана в 2017 г. на верфи Baltic Yachts (Финляндская Республика). При водоизмещении 235 тонн масса ее корпуса составил всего 18 тонн. О том, что находится на ее борту, писали многие СМИ, детально углубляясь в дорогостоящие подробности вроде обитых бархатом столиков, лавандового рояля и дизайнерских люстр Murano. Настоящих же яхтсменом больше заинтересовало то, что яхта получилась легкоуправляемой, быстроходной и способной ходить при любой скорости ветра.

Тесная дружба углепластика и высоких скоростей

Именно о таком союзе любят говорить производители быстроходных карбоновых лодок класса люкс SAY GmbH (Германия). Гордость компании — самая быстрая лодка SAY29E Runabout, которая способна развивать скорость до 94 км/час. Несмотря на то, что плавсредства тут строят не только из углепластика, он всё же является фаворитом по известным причинам.

По словам Карла Вагнера — директора компании — карбон стал идеальным материалом для многих видов не только транспортных средств, но и вообще «движущихся предметов». Его уникальное сочетание мизерного веса с большой прочностью в итоге дает возможность получить высокую скорость и экономичность. Так, по расходу топлива композитные лодки оставляют далеко позади металлических и стеклопластиковых собратьев. А если учесть, что карбон уже не подвержен коррозии, то металлические лодки значительно проигрывают еще и в долговечности.

Однако красивые, уютные, дорогие яхты, хотя и радуют глаз обывателя, а доступны не всем. И хотя небольшие карбоновые лодки с футуристическим дизайном стоят меньше, но и они еще не для массового пользователя. Так что главным потребителем композитов сегодня является спорт: от небольших каяков и компактных лодок на подводных крыльях до огромных гоночных яхт и катамаранов. Тем более что спорт обычно нацелен на скорость и рекорды, поэтому углепластик тут стал просто находкой.

Так, в последние годы набрал большую популярность класс яхт на особых подводных крыльях, который претендует на революцию в парусном спорте. Со стороны кажется, что они парят над водой и по праву называются парусными болидами. Такой карбоновый болид длиной 2,5 м весит всего 24 кг — и это еще одно обстоятельство, которое повышает его популярность. Ведь его проще даже перевозить.

Правда, если с морскими судами всё более-менее ясно, то карбоновые каяки как любители, так и спортсмены пока не спешат покупать. Причина тут — в мнимой чувствительности углепластика к ударам о камни, хотя сопротивление композитов к деформации позволяет быть весьма жесткими на воде, обеспечивая истинное ощущение серфинга. Кстати, использование карбоновых ребер жесткости нашло более широкое одобрение.

Перспективы развития карбонового судостроения

С каждым годом стоимость строительства углепластиковых яхт снижается. Это естественный процесс, поскольку растет и спрос, и уровень технологии производства. Увеличение же спроса тоже весьма логично обосновывается характеристиками, которые углепластик придает плавучим объектам:

прочность при попытке растяжения, модуль упругости, удлинение при попытке разрыва;

  • более высокая скорость;

  • больший запас хода;

  • более привлекательный расход топлива;

  • высокие усталостные характеристики;

  • небольшое количество узлов соединения в крупногабаритных корпусах;

  • сокращение расходов на техобслуживание (ибо карбон в принципе в нем не нуждается в отличие от других стандартных материалов).


Всё это привлекает и яхтсменов-любителей, и профессиональных спортсменов, и, как следствие, производителей.

Тем не мене, споры пока идут, технологии еще совершенствуются. Но уже сейчас можно утверждать, что, несмотря на то что ударная прочность углепластиковых судов выше как минимум на 20 %, служат они в два раза дольше, а топлива им нужно на 40 % меньше, они всё еще остаются лишь чьей-то мечтой из-за высокой стоимости.

comcarbo-logo.jpg