Когда автовладельцы проводят тюнинг ходовой части, тормозной системы, подвески и прочих агрегатов, систем или узлов, они стремятся повысить их производительность. Как правило, это являет собой целый комплекс работ, и часто — очень затратных. Зато и результат чувствуют сразу же.
Многие виды тюнинга связаны еще и с улучшением эстетических параметров как интерьера, так и экстерьера, но это скорее бонус, чем основная цель (например, добавление крыльев, кунгов, расширителей колесных арок, вспомогательных приборов панели управления и т. п.).
А вот такие работы, как отделка деталей салона, кузова и других видимых конструктивных частей внутри и снаружи разными материалами повышают только визуально-эстетические параметры. Такая отделка не влияет на аэродинамику и не увеличивает прочность до каких-то запредельных значений, однако не просто так подобный тюнинг становится всё более популярным, особенно если речь идет о ламинации натуральным карбоном.
Пожалуй, основная причина — эстетика. Регулярный и хорошо узнаваемый рисунок карбона подчеркивает и даже по правде усиливает визуальное восприятие совершенных форм практически всех современных средств передвижения. Да, конечно, без этого автомобиль тоже поедет, но те автовладельцы, кто любит окружать себя красивыми вещами, пользуются такой возможностью. Ведь это — еще и важный психологический момент, который можно было бы считать незначительным, но эстетика всегда вдохновляет, а это — уже немалая польза. Тут можно было бы остановиться, но тема эта окажется слишком обширной, поэтому лучше перейти сразу к сути.
Заполучить для «ласточки» подобные стильные детали можно двумя способами.
1. Создать деталь посредством технологии вакуумной инфузии. Преимущество такого подхода в том, что метода позволяет сделать уникальную деталь, отличающуюся от серийной.
2. Выбрать ламинацию, т. е. нанесение углепластика поверх готовых элементов интерьера и экстерьера.
Об изготовлении деталей статья уже была, поэтому сегодня речь пойдет именно о ламинации. Ведь популярность такого подхода к изменению вида автомобиля (равно как и мототехники или водных видов транспорта) приводит к тому, что сегодня рынок стремится сделать такую услугу более доступной, предлагая наряду с настоящим карбоном его подобие в виде пленок. А значит, совсем скоро он станет по карману почти всем и прочитать о нем стоит уже сейчас.
Обтюнинговать таким образом можно практически любую деталь автомобиля, но традиционно это: консоли, крышки зеркал, пороги, решетки радиаторов и их окантовки («ноздри»), спойлеры и сплиттеры, спинки кресел и разные вставки вокруг, руль и подрулевые лепестки, детали коробки передач, части дверной обшивки и мн. др.
Нет тут ограничений и по маркам автомобилей: BMW, Cadillac, Mercedes, Porshe и другие машины представительского класса вместе со спорткарами.
Процесс это трудоемкий, зато и результат впечатляющий. Итак…
Прежде чем начать, детали демонтируются и подвергаются предварительной подготовке — их поверхности обрабатываются для достижения лучшей адгезии. Важный момент тут — защита мест крепления и внутренних частей, которые не должны заламинироваться. Делать это следует очень аккуратно. Далее детали покрываются адгезивным слоем — праймером для скрепления. На этом этап подготовки можно считать законченным.
Следующий этап — оклейка углетканью с нанесением нескольких фиксирующих слоев. Это сложная кропотливая работа, требующая внимания, точности и соблюдения технологии.
После наносятся несколько слоев связующего (как правило, эпоксидной смолы) с соблюдением технологического времени сушки каждого слоя. Понятно, что это может занять несколько дней (в отличие от имитации пленкой), но время ожидания будет оправдано эстетикой результата.
И финальный этап — выравнивание и шлифовка — который тоже требует неторопливых действий, поскольку задача состоит в получении абсолютно ровной поверхности, так как далее следует покрытие лаком — глянцевым либо матовым. Небрежность этой работы может быстро выставить напоказ и преувеличить даже мелкие и незначительные изъяны.
Легко понять, что ламинация деталей авто углепластиком требует серьезных навыков, опыта и оборудования, в связи с чем доверять ее следует только такой профессиональной компании, как Carbon Composits.
Основные преимущества ламинации автодеталей настоящим карбоном таковы:
малый вес, который несопоставим с металлом и стеклопластиком;
повышенная прочность в сравнении с металлами и тем более со стеклопластиком;
практичность и износоустойчивость, особенно когда речь идет о деталях, с которыми автовладелец в постоянном контакте. Ламинация не истирается, не трескается и всегда выглядит как новое;
высокая эстетика — это практически единственный вариант, чтобы расставить акценты, подчеркнуть безупречность формы машины и статус ее владельца. Никакой другой материал не поможет добиться такого фантастического 3D-эффекта.
Если рассматривать ламинацию углепластиком, можно честно признать, что малый вес тут не является прямо-таки ключевым преимуществом в сравнении с изготовлением карбоновой детали, а служит лишь украшением. Может, именно поэтому данная услуга предоставляется в нашей компании для всех марок и моделей автомобилей, но наиболее популярными предстают BMW и Mercedes. То есть связано это не столько с какими-то принципиальными особенностями, а, скорее, с народной любовью к этим автопроизводителям, ведь ламинацию можно проводить для любых внешних или внутренних деталей. Но не только поэтому.
Например, сами же автопроизводители (особенно BMW) давно ведут активную деятельность по внедрению углепластика в производство с целью повысить прочность и снизить вес. Особенно актуален данный подход в производстве спортивных автомобилей (тут уж исторически так сложилось). Так что не исключено, что скоро с конвейеров будут выходить модели уже с карбоновым интерьером и экстерьером. А пока что это делают осторожно, чтобы не выходить из определенной ценовой категории и не потерять потенциального покупателя.
Да, стоимость натурального карбона всё еще высока, даже не смотря на то, что за последние годы технологии значительно продвинулись в части доступности. Поэтому повсюду на авторынках и в автосервисах предлагают пленки с имитирующим углепластик рисунком, которыми тоже оклеивают детали. Тут есть простенькие варианты, которые даже при беглом взгляде выдают имитацию, а есть и более дорогие, которые даже на ощупь не сразу дают понять, что это не карбон.
При этом сторонники «пленочного» углепластика яростно критикуют натуральный, приводя в оправдание цену и то, что пленкой можно оклеить буквально всё. И если с ценой всё понятно (будем опять-таки честны), то насчет второго аргумента стоит задуматься: а зачем оклеивать всё??? Ведь, во-первых, именно характерный рисунок карбона требователен к чувству меры, поскольку может превратить как интерьер, так и экстерьер в полную безвкусицу. А, во-вторых, тогда сразу будет понятно, что это не карбон — так к чему тогда его имитация?
Тогда аргументы сводятся к тому, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, — и начинается демонстрация публикаций с фотографиями жутких выбоин и неприглядных царапин и комментариями о том, что дорогостоящая красота карбона — очень хрупкая и боится даже маленького камушка, на высокой скорости вылетающего из-под колеса. Однако эту проблему технологи уже давно решили изменением структуры верхних слоев и работают в этом направлении по сей день. Более того, сегодня из углепластика, наоборот, делают даже защиты днища автомобилей (хотя пока используют не так массово).
Также много говорится о том, как разрушают карбон УФ-лучи — ибо сторонники виниловых пленок, видимо, всё еще не в курсе о том, что современные технологии уже давно решили не только проблему точечных механических ударов, но и влияния солнца на углепластики, так что ламинация настоящим углепластиком полностью сохраняет и целостность, и цвет. Например, еще в 2011 г. такой авторитетный концерн, как General Motors, представил авто Chevrolet Corvette ZR1 с полностью карбоновой крышей, при этом анонсировав новое прозрачное, но светонепроницаемое покрытие, над которым в концерне работали около трех лет. Зато о новых технологиях производства имитирующих пленок их продавцы рассказывают взахлеб…
И еще маленький нюанс: чем более точная и качественная имитация, тем сложнее технология ее изготовления, а, следовательно, и цена. Как результат, оклейка такой пленкой, сделанной под заказ, превращается в далеко не копеечную затею, при том что срок службы ее всё равно меньше, чем у настоящего углепластика. Стоит ли такая овчинка выделки, а тюнинг экономии?
Кроме того, несмотря на более сложную технологию ламинации натуральным углепластиком, оклейка пленкой тоже требует навыка. И если с настоящим карбоном нет ограничений на возраст машины, то пленкой рекомендуется оклеивать только новые модели без приобретенных изъянов, которые пленка лишь подчеркнет и сделает заметными даже для тех, кто раньше мог этого и не заметить. Ну и кому это надо?
Давайте будем честными до конца: чем больше проникаешься высокой эстетикой и чисто практическими характеристиками, тем больше хочется окружить себя карбоновыми изделиями.
И итоговый выбор, конечно, каждый делает самостоятельно, опираясь на финансы и рекламу, но что-то как-то очень уж редко можно встретить человека, который может позволить себе отделку натуральным углепластиком, но выбирает пленку…