Достаточно долго и сложно: первыми в 1980 году стали использовать карбон в строительстве американцы, когда впервые попробовали применить его для укрепления конструкций, расположенных в сейсмоактивной зоне.
И с тех пор уже неоднократно подтверждалось, что оклеенная углеволокном конструкция становится прочнее на 60 %, а также до 110 % повышается ее прочность на сжатие. Как бы сказочно ни выглядели данные цифры, а неоднократное тестирование конструкций по СНиПу и ГОСТу данный факт таки подтверждают.
Итак, внешнее армирование композитными материалами с содержанием карбонового волокна всё более популярно в наши дни. И это поистине оправданно: усиление прочности элементов конструкции оказалось настоящей находкой, например, для строительства в очень отдаленных регионах нашей страны, куда долго и дорого доставлять тяжелые стройматериалы. Ведь наклеенное на части конструкции углеволокно оказалось способным удержать на себе очень высокие нагрузки.
Кроме того, подобным методом армирования стало возможным восстановить тяжелые балки и мощные опоры бетонных мостов, каменных конструкций, перекрытий тоннелей и фундаментов.
Всё это относится к промышленному строительству, но в последнее время карбоновый композит стал популярным и в частном зодчестве. Ведь, понижая нагрузку, можно увеличить запас прочности и, как следствие, продлить срок эксплуатации сооружений. Как это происходит?
Вот, благодаря чему это возможно:
углеткань с эпоксидной смолой априори обладает высокой адгезией — независимо от того, какой структурой обладает поверхность укрепляемой конструкции. Такое волокно поистине можно назвать универсальной, поскольку его легко использовать. Иными словами, независимо от сложности формы и поверхности частей конструкции, материал идеально ложится на углы, ребристые поверхности, на рамные и блочные сегменты конструкций;
такая ткань обладает устойчивостью к коррозии в отличие от металлосодержащих материалов;
низкий вес карбона при его высочайшей прочности уменьшает нагрузку несущих стен на фундамент. Кроме того, малый вес практически не ограничивает количество используемых слоев;
композит также выполняет функции изоляции от влаги. Он практически не впитывает воду и не вступает с ней ни в какую химическую реакцию;
высокая огнестойкость этого материала также повышает пожаробезопасность сооружений;
большое значение имеет и экологическая безопасность материала. Материал нетоксичный, в каких бы условиях не использовалось бы помещение;
еще одним преимуществом является возможность не останавливать во время ремонта эксплуатацию здания.
С какими же строительными материалами целесообразно использовать углепластик?
Как материал для внешнего укрепления он отлично усиливает прочность каменных конструкций, а также железобетонных и металлических. Причем использовать такой способ укрепить стены можно на самых разных стадиях возведения постройки — но об этом лучше подробнее.
Таким относительно простым и доступным по стоимости способом можно усиливать несущую способность здания без необходимости дополнительно укреплять фундамент еще на начальных этапах строительства. Но можно и в ситуациях уже завершенных работ — например, когда условия эксплуатации помещения изменились и нагрузки возросли.
Технология позволяет также дополнительно укрепить и защитить уже готовые постройки от разрушений в сейсмически активных зонах, увеличив их несущие способности к изгибающим моментам.
Пригодится карбон и при проведении ремонтных работ, когда частично снижается несущая способность здания — об этом могут свидетельствовать трещины стен (к такой ситуации может привести процесс коррозии стальной арматуры железобетона). Технология «карбонизации» позволяет продлить жизнь тяжелым плитам перекрытия и балкам, а также усилить приопорные зоны и несущие колонны.
Полиакрилнитрит, входящий в состав углеродного волокна ткани, используемой для внешнего армирования зданий, предварительно обрабатывается при экстремальных температурах (в диапазоне от 3 000 ° до 5 000 °С). А волокна пропитываются двухкомпонентной эпоксидной смолой, выполняющей функцию связующего. По отношению к бетонным поверхностям такое связующее обладает высокими адгезивными свойствами.
Армирование осуществляется углетканью, карбоновой сеткой, ламелями или лентами, создавая таким образом своеобразные ребра жесткости и U-образные хомуты. Такие строительные бандажи препятствуют поперечной деформации бетонных конструкций.
Но в зависимости от типа карбонового армирования применяют разные технологии его монтажа.
Углеродные ленты укладываются «сухим» или «мокрым» методом. Оба метода предполагают нанесение на основание ткани слоя адгезирующего вещества с тем отличием, что при «мокром» способе лента предварительно тоже должна пропитываться адгезирующим веществом, а после с помощью валика плотно прикатываться к основанию. «Сухой» же метод предполагает предварительную прикатку ленты к основанию, а уже потом ее пропитывание адгезирующим средством. Однако при любом способе нужны не только связующие вещества, но и подходящие инструменты. Так, валик помогает качественно пропитать ленту составом адгезива, хотя равномерно распределить его можно и шпателем, добиваясь, чтобы верхний слой связующего вещества пропитался вглубь ленты, а нижний появился снаружи.
Карбоновую ленту можно использовать сразу в несколько слоев. Это только повысит прочность без критической весовой нагрузки.
Можно также использовать углепластиковые ламели. При их использовании адгезирующий состав должен наноситься на саму поверхность усиливаемой конструкции, после чего их надо прикатывать шпателем либо валиком.
Может быть и углеродная сетка — она монтируется на влажную бетонную поверхность. Тут порядок таков: сначала наносится слой полимерцементного состава, далее, не дожидаясь полимеризации, по поверхности раскатывается карбоновая сетка и шпателем она вдавливается в состав. Раскатывать сетку можно либо вручную, либо при помощи торкрета. Далее составу нужно дать немного «схватиться», после чего нанести финишный слой полимерцемента. Почему не нужно дожидаться полимеризации? Дело в том, что после того как завершится процесс отверждения полученная поверхность станет гладкой, что сильно затруднит нанесение отделочных материалов. По этой причине еще до завершения процесса полной полимеризации обычно наносят еще и слой песка крупной фракции.
Сетка из углеродного волокна, используемая вместо металлической, не только защищает стройматериал от коррозии, как в случае с армированием металлом, но и вообще дает отличные результаты. Какие же ее основные преимущества?
Стеновые панели, армированные углеволокном, значительно снижаются в весе, избавляя строителей от необходимости соблюдать большую толщину конструкций. Иными словами, высокая прочность карбона позволяет делать их тоньше и легче (у них получается до 75 % меньше веса) без ущерба надежности и долговечности сооружения.
Дополнительно создавать при строительстве теплоизоляционный слой тоже нет необходимости, поскольку углеволокно не отличается теплопроводностью, а это значит, что холод не будет проникать внутрь и стены не повлекут высокие потери тепла.
Армирование карбоном также повышает огнестойкость.
Все перечисленные преимущества давно привлекли внимание производителей сэндвич-панелей, которые стали с успехом пользоваться такими инновациями даже несмотря на то, что данный технологический ход приводит к удорожанию строительства.
Но не только этих мастеров привлек углепластик. Теплоизоляционными качествами карбоновых композитов заинтересовались и производители фасадной штукатурки. Только они стали использовать мельчайшие карбоновые волокна (диаметром не более 15 микрон), которые начали добавлять в основной состав. С таким подходом не только повышаются энергосберегающие характеристики фасада, но и в среднем в 10 раз увеличивается его прочность. Такой облицовке не страшен даже крупный град и сильнейший шквалистый ветер, который поднимает в воздух крупные ветки, камни и мусор. Одним словом, фасадная штукатурка с углепластиковой добавкой дает впечатляющие результаты.
На фоне высоких эксплуатационных характеристик, которые приобретают стройматериалы, а также здания и сооружения при армировании с использованием карбона, с углеволокном связаны и некоторые приобретаемые недостатки.
Углеволокно является токопроводящим материалом и одновременно экраном для электромагнитного излучения. Хотя, если это важно, то данный недостаток можно обойти технически — правда, без «танцев с бубном» не обойтись.
И, конечно, использование материалов с карбоновым армированием значительно повышает стоимость строительства.
Следует упомянуть и о том, что не могли пройти мимо такого уникального материала и архитекторы-дизайнеры. Благодаря им всё чаще места общественного отдыха украшают современные элегантные инсталляции, а также малые архитектурные формы из углепластика. Что говорить, если карбоновый холст в несколько миллиметров толщиной при пропитке связующим веществом становится более прочным, чем лист фанеры толщиной 15 мм и в 5 раз прочнее тонколистовой стали.
А технологии позволяют создавать из карбона предметы абсолютно любой формы и конструкции.
Для задач армирования углеродные материалы поставляют в виде рулонов, упакованных в полиэтиленовую пленку. Учитывая наличие строительной пыли, к хранению материалов на строительной площадке предъявляются особые требования. А именно: до момента укладки и пропитки их связующим веществом нельзя допустить осаждение на их поверхности любой строительной пыли.
Также работа с адгезивами требует определенных навыков, поскольку они, как правило, имеют недолгий период пребывания в жидком состоянии. И чем выше окружающая температура, тем это время больше сокращается.