Не так давно прогулочным и рыбацким лодкам из дерева пришлось сильно потесниться на рынке, поскольку там появились суда из ПВХ и стекловолокна. А не прошло и десяти лет, как и стекловолоконным плавсредствам пришлось подвинуться, ибо там появились лодки с карбоновыми корпусами.
Да, на сегодняшний день всё разнообразие технологий и оборудования позволяет создавать из карбона большое количество средств передвижения, не говоря уж о деталях для их тюнинга — и не обходят эти возможности и плавсредства. И не зря: лодки, выполненные из углепластика, восхищают не только внешним видом, но и впечатляющими скоростями: разогнаться такая красавица способна до 97 км/час с быстрым выходом на глиссирование (когда площадь соприкосновения днища лодки с водой минимальна).
Однако и обойдется такой болид в почти полмиллиона долларов в зависимости от комплектации. Есть, конечно, экземпляры подешевле, хотя стоят они всё равно немало.
Несмотря на это, по всему миру нашлось довольно много любителей погонять по водной глади на карбоновом судне, так что на рынке прослеживается устойчивый спрос.
Можно ли назвать это революцией в малом судостроении?
И да, и нет, поскольку пока так и не преодолен главный недостаток — цена. В этой ситуации при своем пока что остаются лодки из ПВХ, поскольку с карбоновыми у них разные ценовые ниши. Однако из углепластика лодки всё-таки гораздо лучше по качеству.
Да, из обоих материалов — на основе и углеткани, и стеклоткани — производят преимущественно корпуса судов и палубы. И оба материала являются композитными с точки зрения технологии производства, которая подразумевает использование отверждающего вещества (эпоксидные или другие смолы) для связывания волокон и придания материалу жесткости.
Однако благодаря анизотропным свойствам карбона, меняя направления его волокон при укладке в матрицу, можно получать прочность куда выше, чем у материала на основе стеклоткани, несмотря на определенную внешнюю схожесть.
Хотя дело не только в свойствах и характеристиках самогó волокна. Учитывая особенности условий эксплуатации, для построения корпуса лодки из карбона применяют еще и высококачественную винилэфирную смолу в качестве связующего вещества. Чтоб было понятно, о какой прочности (и стоимости…) тут идет речь, подобное связующее используется производителями самолетов Boeing и автомобилей Lamborghini. Иными словами, полученный таким образом композит выдерживает не только высокие нагрузки, но и не теряет свойства в экстремальных условиях эксплуатации.
Почему же, несмотря на дороговизну, идея лодок из углепластика развивается, сохраняя стабильный рост и спрос? Ответ прост: всё, чем карбон привлекает военных, автостроителей и тружеников аэрокосмической отрасли (то есть работников, которые наиболее тесно связаны с данным материалом), ценно и для судостроения, причем независимо от водоизмещения плавсредства. Это в первую очередь такие характеристики:
Легкость, что подразумевает под собой сразу несколько преимуществ. Так, если вы закажете (например, у нас в Carbon Composites) лодку из углеткани, вы получите в придачу большую скорость и высокую экономичность топлива именно за счет малой массы изделия.
Прочность. Дело в том, что углеродная ткань имеет отношение прочности к массе примерно в два раза выше, чем стеклоткань, используемая для создания большинства челнов. Это значит, что столь высокая прочность материала снижает его расход без ущерба для характеристик изделия. Как результат карбоновые лодки не боятся глубокой воды, равно как и мелководья.
Жесткость. Это еще одна черта углеродного волокна, за счет которой модуль жесткости карбоновых лодок практически в шесть раз больше, чем у плавсредств из модернизированного стекловолокна. На высоких скоростях корпус не деформируется, а также не боится ни соленой, ни пресной воды.
Выносливость. Технологии получения углепластиковых деталей позволяют создавать корпуса судов с обводами, гарантирующими максимальные гидродинамические качества для любых условий, а не только полного штиля. Добиться подобного совершенства для алюминиевой лодки гораздо сложнее.
Остойчивость. Несмотря на малый вес, правильно спроектированная лодка из карбона превосходно держит и восстанавливает баланс на воде.
Сохранность. Материал не подвержен гниению, поэтому хранение композитной лодки не требует особых условий — ее достаточно помыть и перевернуть вверх дном.
Транспортируемость. Перевозка лодки из углепластика в прицепе не представляет для нее никакой опасности. А если хочется порыбачить или попользоваться таким плавсредством в другой части планеты, не нужно платить за лишний вес при перелете.
Все эти особенности являются ценным активом при создании карбоновой лодки и делают углеродное волокно модным словом, хотя уже и не новым. В результате вложения средств в такое изделие получается судно, которое быстрее, экономичнее, жестче, прочнее и легче, чем аналоги из других материалов, а также имеет бóльшую дальность плавания, не говоря уже о премиальном внешнем виде.
Кстати о внешности. Карбоновую лодку можно покрыть разноцветным или прозрачным гелькоутом, то бишь всегда есть возможность отойти от классики, хотя углеткань и в ее классическом варианте смотрится более чем роскошно.
О цене как главном препятствии знают все, кто интересуется композитами в принципе. Но есть и более серьезные негативные параметры.
Например, карбоновое волокно не обладает достаточной гибкостью для того, чтобы вовремя обнаружить поломку, поэтому если карбон ломается, то уже всерьез. Правда, сразу можно заметить, что для хорошо спроектированной лодки — это проблема небольшая, хотя знать об этом не помешает.
Еще одним важным недостатком углеродного волокна в судах является его электропроводность. Например, если подсоединить аккумулятор к корме такой лодки, а к носовой части подключить лампочку, то она загорится без всяких проводов. Понятно, что это усложняет установку электроприборов, но точнее — требует тщательно продуманной изоляции. Хотя это вовсе не что-то новое и критичное, поскольку с такими же сложностями сталкиваются производители и стальных яхт, и лодок — там изолируется всё, что так или иначе связано с электричеством. Необходимо также обращать внимание на использование фитингов в условиях соленой воды, ибо она становится электролитом и приводит к появлению коррозии.
Ну, и в завершение можно добавить, что углеродное волокно на 95 % понижает уровень сигнала Wi-Fi. Из-за этого электронику просто отделяют от композитных материалов как минимум на 4 дюйма. К тому же, это актуально не для всех конструкций, а там, где есть необходимость в использовании данного канала связи, этому, конечно, уделяют особое внимание.
Лодка или небольшой катер — самые надежные помощники рыбака и такие же любимые им транспортные средства, как ласточка в гараже автолюбителя. И, по аналогии с автомобилем, для плавсредства тоже уместен тюнинг, чтобы улучшить его ходовые качества или внешний вид и продлить срок эксплуатации.
Так, известный во всем мире производитель металлоконструкций и морских судов TacoMarine запустил новую линейку спортивных рыболовных аутригеров (это такие специальные кронштейны с уключинами, которые торчат с борта) из карбона, получивших награду за инновации на Международном боат-шоу в Майами в 2016 году. Это логично: они легкие, жесткие и удобные, а также надежны и способны удерживать большое количество навесного оборудования.
Если же нет необходимости в подобных конструкциях, но при этом рыбалка — часть жизни, из углепластика всегда можно заказать (опять-таки у нас в Carbon Composites) другие нужные вещи, повышающие комфорт рыболова и функционал плавсредства. Например, монтажный столик рыбака или держатель для эхолота. А карбоновый стакан или держатель спиннинга — это вообще идеальные приспособления для удобства и эффективной рыбалки без увеличения общего веса экипированной лодки.
Особым шиком можно считать изготовление из карбона мелких деталей для самóй лодки, которые никак не влияют на ходовые, но повышают эстетические характеристики. Например, отделка углепластиком приборной панели.