Проектирование и производство изделий
из полимерных композитных материалов

Пн - Пт 09:00 — 20:00

+7 (495) 088-18-92
+7 (925) 224-04-82
whatsApp.pngTelegram-logo.png [email protected]

Музыкальные инструменты из карбона

skripka-iz-karbona.png

Буквально летом этого года в Москве в ДК ВДНХ в рамках Года Германии в РФ состоялся немного необычный концерт классической музыки в исполнении Opensound Orchestra. Примечательным было то, что произведения исполнялись на инструментах, выполненных из углепластика, от немецкой компании Mezzoforte. Это был очень смелый проект, который заставил обратить всеобщее внимание на новый материал, несмотря на то что и до этого времени о карбоне знали.

Скрипки из карбона

В то же время в Национальном Музее Музыки в Москве состоялась торжественная презентация инструментов опять-таки из углепластика. В честь этого в дар музею была передана карбоновая скрипка Mezzoforte самим ее создателем.

За 6 лет до этого события эта сделанная в Германии скрипка была удостоена главного приза на экспозиции музыкальных инструментов. Ведь, как утверждают специалисты, ее звук нельзя было отличить от того, какой можно извлечь из классического деревянного инструмента, а по прочности и легкости ей не было равных. Действительно: такую скрипку можно без опасений транспортировать в багажном отделении самолета и спокойно отправлять по почте — она не боится ударов, а также высоких и низких температур. Для деревянных инструментов такая функциональность недостижима, поскольку дерево всегда требует более бережного отношения.

Первые же впечатления об игре на скрипке, выполненной из углепластика, на просторах Сети (русскоязычной) появились еще примерно в 2007 году. Причем в первую очередь восхищались звучанием профессиональные музыканты, отмечая, что «скрипка играет сама». Однако и не всем она пришлось по нраву, особенно учитывая стоимость первых экземпляров. Кто-то отмечал слишком звонкое, не оркестровое, звучание, тем более что за те немыслимые деньги, которые стоила тогда карбоновая скрипка, можно было купить отличный классический инструмент…

Но сдержать стремительное развитие таких музыкальных инноваций уже было невозможно. Скрипка из карбона обрела своих сторонников и критиков, как и когда-то ее электронный аналог.

Смычки из углепластика

Сегодня уже можно составить внушительный список профессиональных музыкантов, которые предпочтут карбоновый смычок традиционному. Правда, термин «углеродное волокно» здесь является очень обобщенным. К тому же в производстве смычков нет устоявшихся канонов — это относится не только к используемым материалам, но и к конструкции. Поэтому пробовать ноу-хау тут было бы интересно многим скрипачам. И всё же не ради моды музыканты готовы отдавать за углепластиковый смычок $100, а потому, что он дает большие исполнительские возможности.

Так, вес смычка — далеко не второстепенная вещь для классического музыканта. Карбон тут приходит на помощь в том плане, что снижает массу изделия на 20 %. При этом вес приспособления заставляет использовать другие его участки (к этому исполнитель быстро привыкает). Как следствие, задействуются и другие мышцы, а всё это приводит к тому, что играть становится гораздо легче и долгие партии уже не кажутся мучением.

Полые же модели смычков из карбона облегчают еще и регулировку высоты звука — это достигается направлением волокон и формой. Известно это давно, так как даже первые модели таких полых карбоновых приспособлений, выпущенные еще в 1985 году, имели встроенный механизм, позволявший музыканту менять кривизну смычковой трости, поэтому один такой смычок мог заменить до 7 разных.

Однако, несмотря на то что в производстве таких приспособлений уже пройден немалый путь и количество изготовителей расширилось, это производство по-прежнему нельзя назвать массовым. Каждый мастер работает с чистого листа и практически каждый имеет свои секреты и особенности. Например, смычки Berg обладают пожизненной гарантией от поломки, а смычок Arcus способен извлекать такие звуки, на которые не способен ни один другой. И, конечно же, не нужно забывать, что такое классическое деревянное приспособление, как и сам деревянный инструмент под него, всегда зависит от перепада внешних температур и влажности, чего совсем не боится углепластиковое.

Кстати, обычно, о каком бы изделии ни шла речь, применительно к карбону всегда почти единственным недостатком остается лишь стоимость. В случае же со смычками карбоновый и деревянный могут стоить одинаково, но по качеству звучания композитный будет значительно лучше, что в совокупности с его эксплуатационными качествами явно дает ему фору перед деревянным.

Гитары из карбона

karbonovaia-gitara.jpgЕще в 2017 г. компанией Lava Music была выпущена в продажу монолитная гитара, полностью выполненная из углеволокна, которая резко изменила мнение многих скептиков. Инструмент имел непривычный дизайн и непревзойденные акустические свойства. Но даже не это удивило обывателей. Lava Music стали первые на пути массового производства.

Для своих гитар они стали использовать собственный запатентованный углеродный материал AirSonic с динамическим модулем упругости углеволокна на 20–40 % выше, нежели у дорогой резонансной древесины для производства музыкальных инструментов. Свойства этого нового углеродного материала позволяют спокойно использовать гитару в диапазоне температур от –40 ° до +80 °С. Конечно, сложно представить себе игру на гитаре в подобный мороз или такую несуществующую в наших широтах жару, но всё же это восхищает — как и то, что у такого инструмента нет и никаких особых условий для транспортировки. Кроме того, еще одна запатентованная технология — FreeBoost — дает возможность играть с разными эффектами без подключения гитары. На этом перечень инноваций не заканчивается, ибо весит такой инструмент примерно 1,7 кг, то бишь поражает еще и массой. А еще создатели этой гитары разработали целостную технологию литья под давлением: форма весит больше 6 т, а чтобы изготовить гитару, создается давление более 1 000 т!

Но даже если не рассматривать именно этот экземпляр инструмента из карбона, то в любом случае специалисты утверждают, что за карбоновыми гитарами будущее, как только технологии производства не будут такими дорогими. Тем более что даже сегодня компаний, производящих гитары из углепластика, не так уж мало.

Ведь, как и скрипки, выглядят такие гитары невероятно презентабельно, а качество их звука не уступает хорошим инструментам, выполненным из дерева. И даже наиболее скептически настроенные музыканты видят причину развивать это направление хотя бы с одной целью — сохранять ценные породы деревьев — полагая, что нет смысла второй раз изобретать колесо.

Разнообразие гитар тоже впечатляет, причем как акустических, так и электрических. Выпускают полностью карбоновые гитары (дека и гриф) или в разных сочетаниях, правда, как утверждают некоторые музыканты, ценник не всегда соответствует акустике, если речь идет о массовом потреблении. Кроме того, сегодня можно купить даже складную гитару из карбона, если есть такая потребность.

И, как и в случае со скрипками, углепластиковым гитарам тоже не страшна транспортировка и погодные условия. Есть экземпляры, которые вообще не возбраняется ронять и окунать в воду — они противостоят почти любым стихиям и выдерживают любую лихую пирушку. Конечно, вряд ли кто-то будет брать дорогой инструмент в туристический поход (тем более электрогитару), но сама перспектива всё же подкупает.

Что касается звучания карбоновых гитар, то оно не уступает классическим деревянным и радует сбалансированным тембром. Можно даже сказать, что превосходит. Так, если говорить о деревянной деке, то со временем ее может искажать постоянное натяжение струн, в результате чего поменяется и звук, на качество которого также влияют скачки температур и влажность. Ведь всем известен факт, что гитара, которую настроили в одних климатических условиях, при перемещении в другие меняет свой звук. С карбоном же такие неприятности не происходят в силу всепогодности материала. Как бы долго по времени ни использовали гитару из композитов и где бы на ней ни играли, в ней не будут появляться трещины и искажаться ноты.

Кстати об искажениях. Еще одним очень ценным преимуществом карбоновых гитар является отсутствие деформации гитарного грифа. С деревянными «собратьями» в этом плане довольно сложно работать, если вдруг происходит какая-то неприятность, даже очень маленькая. Также у грифа, выполненного из карбона, нет «мертвых зон».

Гитарные струны из углепластика

Несколько столетий назад люди и подумать не могли, что когда-то на смену жильным струнам придут струны, выполненные из других материалов. Современный же рынок дает возможность выбирать струны из самых разных материалов, ведь на звучание гитары влияет толщина, состав и сечение обмотки струн. Своеобразной революцией к этому стало изобретение в 30-х годах прошлого столетия нейлоновых струн. Но тогда никто не подозревал, что не пройдет и 100 лет, как на рынке появятся еще и карбоновые струны, которые быстро завоюют популярность благодаря таким своим качествам:

  • лучшая «отзывчивость»;

  • объемный звонкий и сильный звук;

  • великолепная износоустойчивость;

  • плотность, превышающая плотность нейлона минимум на 30 и максимум на 90 % в зависимости от производителя струн.

Кроме того, при одинаковом натяжении струны из углепластика тоньше нейлоновых. А самое приятное, что выпускают их в том числе и у нас в России.

Футляры из карбона

Любой уважающий себя музыкант всегда хранит свой инструмент в футляре или хотя бы в обычном чехле. Это — не только традиция и практичность, но и дань уважения к инструменту: чем он ценнее, тем надежнее должен быть оберегающий его кейс. Однако стандартные футляры для инструментов сами по себе обычно довольно тяжелые, а вот о выполненных из карбона такого никак нельзя сказать.

Хотя можно догадаться, что ценность такого аксессуара не только в малом весе, но и в том, как идеально он выполняет свои функции защиты инструмента — причем не только от случайных ударов. Безусловно, удар удару рознь и при большом желании можно сломать даже самый прочный карбоновый футляр — но вряд ли кто-то будет делать это целенаправленно. Так что если не брать во внимание подобные сумасшедшие действия, то современные футляры из углепластика обеспечивают непревзойденную надежность, герметичность, долговечность, да еще и простоту чистки (между прочим!).

И в случае с таким изделием может возникнуть лишь один вопрос: а нужен ли карбоновой гитаре карбоновый футляр?..

И ответ тут прост: во-первых, это будет красиво и практично, а во-вторых, прочности много не бывает. Особенно когда она так легка.

Общие характеристики инструментов из углепластика

duhovie-instrumenti-iz-karbona.jpgСкрипки и гитары — лишь наиболее распространенные и востребованные музыкальные инструменты из карбона, ведь сегодня есть и виолончели, и арфы, и фортепьяно, а также многие другие струнные и даже духовые карбоновые инструменты. Каждый из них имеет очень много особенностей и вариантов настройки идеального звука. Но для всех инструментов из углепластика существует небольшой список общих характеристик:

  • для простого обывателя от глаз не скроется презентабельный вид. Инструмент красиво смотрится с классическими рисунками плетения карбона или любыми другими рисунками и цветами, что для современных технологий практически не составляет сложностей;

  • в отличие от деревянных аналогов инструментам из углепластика не страшна влажность, причем даже 0 или 100 %;

  • на качество звука и сам инструмент не влияют перепады температуры и их отлично используют от –20 до +50 °C, а в случае с гитарами Lava Music диапазон рабочих температур, как уже известно, и вовсе зашкаливает;

  • высочайшая прочность снимает с музыканта очень много забот, поскольку транспортировка не требует особых условий, за что часто приходится отдельно платить (и деньгам, и нервами…).

Иными словами, для среднестатистических музыкантов осталось лишь дождаться удешевления стоимости инструментов из композитов — и можно начинать полностью переходить на карбон. А для состоятельных пользователей такие инструменты всегда доступны под заказ. Смычки же и некоторые другие изделия могут позволить себе практически все — достаточно просто обратиться за ними.

comcarbo-logo.jpg