Проектирование и производство изделий
из полимерных композитных материалов

Пн - Пт 09:00 — 20:00

+7 (495) 088-18-92
+7 (925) 224-04-82
whatsApp.pngTelegram-logo.png [email protected]

Карбоновые лыжи, ботинки для них и палки к ним

karbonovie-lizhi-i-palki.png

С наступлением зимы многие любители активного отдыха уже успели достать из кладовки снаряжение, смахнуть с него летнюю пыль и начать экстремально проводить праздничные дни. Поэтому нынешний материал посвящен именно такому инвентарю — спортивному и карбоновому, в частности — карбоновым лыжам и приспособлениям для них. Ведь в сферу активного зимнего времяпрепровождения углепластик никак не мог не проникнуть.

Правда, у многих одно только слово «карбон» сразу ассоциируется не только с крутыми характеристиками, но и с высокой ценой, поэтому пусть этот момент будет уточнен сразу. Да, в данной статье речь пойдет не о профессиональных спортсменах, которым сам бог велел вкладываться в столь дорогой углепластик, чтобы получать высокие результаты, а чисто о любителях с разным уровнем подготовки. (Если что, профессионалы отличаются от аматоров тем, что у них совсем другие скорости, множество нюансов, связанных с техникой, да и катаются они по отдельным трассам, куда всех остальных допускают лишь по большим праздникам, а то и вовсе не пускают.) Однако плох тот любитель, который хотя бы во сне не видит себя профессионалом. Именно этим, видимо, и объясняется любовь к качественным карбоновым лыжам несмотря ни на какую цену даже у тех, для кого экстрим — просто хобби и отдых. Итак…

Беговые лыжи из карбона

Есть информация о том, что люди использовали лыжи на протяжении последних семи или даже восьми (!) тысяч лет — и материалом-рекордсменом для них, конечно же, была древесина. Сегодня деревянные беговые лыжи тоже никуда не делись, несмотря на то что вокруг уже много поклонников пластиковых. И даже с наступлением, так сказать, карбоновой эпохи и взрывную популярность пластиковых лыж о дереве всё же не забыли.

Однако еще с первой половины XX века производители лыж настойчиво искали способы снижения их веса. Поэтому были изобретены так называемые «технология воздушных каналов» и «сэндвич» — всё для этого. И на то время это даже считалось прорывом, но в начале 90-х на смену этим достижениям пришла конструкция CAP, которая позволила применять такой высокотехнологичный материал, как карбон. Это стало наиболее легкой и недорогой конструкцией, которую используют для производства лыж, подходящих новичкам и женщинам. Правда, это еще не полностью карбоновые лыжи, но вес пары уже рекордно низок — около одного и менее кг.

На то время изготовление целых углепластиковых деталей уже не было новинкой, однако производители всё равно не торопились делать полностью карбоновую лыжу. И по нынешний день лыжи всё еще представляют собой многослойную конструкцию — типа CAP, SANDWICH или их комбинации. Почему всё остановилось на таких вариантах, пояснять сложно, поэтому в качестве аргумента такому решению можно просто указать, что производством беговых лыж с применением углепластика по данным технологиям занимаются самые именитые бренды: Salomon, Atomic, Fischer — и менее известные. И какой бренд ни возьми, а самая легкая модель в любой линейке будет та, что с применением композитов, однако полностью карбоновой не отыщется ни у одной марки — это, как говорится, норма.

Безмазевые гоночные лыжи из углепластика

Впервые о таковых заговорили еще в 2007 году. Их производителем стала финская компания Peltonen, получившая в том же году патент на использование смолы HYPTONITE. Почему в статье о карбоне упоминание о некой смоле, пусть и обеспечивающей лыжам высокие параметры скольжения?

Дело в том, что HYPTONITE является продуктом нанотехнологий и секрет ее в том, что в ее состав входят очень тонкие — буквально 1 / 10 000 от толщины волоса человека — углепластиковые нанотрубки.

Из такого материала Peltonen выпускает разные лыжи, в том числе и уровня Кубка Мира — а это уже говорит о многом. Карбон, как всегда, на высоте.

Горные лыжи из карбона

karbonovie-lizhi.jpgС расширением областей применения композитов, инженеры-проектировщики горных лыж тоже всерьез заинтересовались такими прогрессивными материалами — чтобы лучше контролировать поведение лыжи во время поворота, чтобы не было срывов, проскальзывания и потери скорости. И карбон как армирующий материал горных лыж успешно стал использоваться в тех случаях, когда необходимо получить максимальную жесткость и малый вес лыжи, ведь его модуль упругости равен 200–300 ГПа.

Еще одно преимущество углепластика — в возможности использования нескольких слоев, причем всем этим слоям не обязательно нужно быть из одного материала. Кроме того, располагая волокна в разном направлении, можно задавать нужное распределение жесткости.

Так, продольным расположением волокон задают продольную жесткость и получают лыжу, которую трудно сломать даже под большой нагрузкой. Для изготовления же сноубордов применяют только ткань с поперечно расположенными волокнами. А диагональное расположение усилит только торсионную жесткость. Например, если взять биаксиальный карбон — это два слоя ткани с волокнами под –45 ° / +45 ° — и не задействовать слой с продольными волокнами, можно получить лыжу, которая будет очень мягкой, но при этом скрутить ее будет невозможно.

Правда, все материалы в горнолыжном спорте углепластик заменить-таки не смог, поэтому просто уживается там с другими веществами. Так, наряду с карбоном для усиления торсионной жесткости традиционно используется титанал, стеклоткань и даже арамидные волокна, а также комбинация карбон-алюминий и другие смеси. Неодинаковыми по составу материалов (и по своей форме) лыжи могут быть потому, что к ним предъявляются разные требования в зависимости от стиля и условий катания. К примеру, фрирайд (катание по не подготовленным для этого горам) больше любит легкие лыжи, а фанкарвинг требователен к торсионной жесткости — те же требования можно отнести к слаломному спуску.

Если судить по восторженным публикациям продвинутых горнолыжников, можно сделать вывод, что небольшой вес готовых изделий ощущается сразу и позволяет быстро перекантовываться, то есть переносить вес с одного канта на другой. При правильной технике на склоне это выглядит невероятно красиво.

Охотничьи лыжи из углепластика

Традиционно охотничьи лыжи у нас производят из дерева и иногда — из пластика. Но при всех преимуществах этих материалов ни один из них не сравнится с карбоном. Прежде всего следует вспомнить, что для хранения деревянных охотничьих лыж существует целая инструкция — недлинная, но обязательная. Также они боятся лишней влаги и требуют подготовки перед использованием. У пластика также есть свои недочеты.

Из углепластика же изготавливаются легкие лыжи, к которым не прилипает снег и которые не боятся низких температур. При этом высоких скоростей, как и прочих условий, требующих сложной структуры, им не нужно. Однако современные охотничьи лыжи получаются всё же поистине высокотехнологичным продуктом, то есть весьма сложным и столь же надежным. И в сравнении с прочими материалами у карбоновых лыж можно рассматривать только один недостаток — их стоимость. Хотя с учетом того, что технологии их изготовления непрерывно развиваются, можно надеяться на то, что и это огорчение в скором будущем будет устранено.

Композитные лыжи Audi Carbon Ski

В продолжение темы прогрессивных лыж можно отдельно упомянуть и о лыжах из карбона, созданных автомобильным концерном Audi в сотрудничестве с Немецкой Лыжной Ассоциацией — организацией, с которой концерн сотрудничает уже на протяжении четверти века.

В разработке их лыж были задействованы вычислительные методы, пришедшие из автоспорта. При этом специалисты Audi решили следовать классической структуре, оставив деревянный сердечник, расположенный между титаном и алюминием, с оболочкой из углеволокна. За свои фантастические ходовые качества и высокий уровень дизайнерского искусства лыжи были одобрены многими профессионалами, включая специалистов другой компании, занимающейся созданием лыж, — Head.

Лыжные ботинки с углепластиком

Рассказывая о лыжах, нельзя умолчать и о ботинках для них. Это специальная обувь, которую тщательно выбирают согласно стилю лыжного хода и целей, ибо не всегда есть смысл просто платить высокую цену и всё. И, так как это не обычная обувь, то было бы несправедливо не попробовать использовать в ее производстве карбон.

Данный материал в конструкции ботинка действительно увеличивает цену, но он и заметно снижает вес ботинка, одновременно усиливая жесткие места. Правда, по мнению профессиональных лыжников, чтобы сполна оценить все фичи таких изделий, ради которых на них стоит пожертвовать в среднем $ 1 000, нужно иметь хорошую подготовку — в противном случае жесткость и легкость не дадут ожидаемого комфорта. Кроме того, чтобы облегчить такой ботинок, не только применяется углепластик (для шасси, манжет, пяточек и т. п.), но и убирается всё лишнее — поэтому подавляющее большинство моделей такой обуви рассчитано на теплые европейские зимы (но всё же не все).

Лыжные палки из карбона

Лыжные палки даже простому обывателю понятны и даже простому любителю необходимы. Правда, первыми в списке популярности стоят алюминиевые. Ведь по сравнению с композитными, которые плохо переносят боковые удары, алюминиевые лыжные палки сломать почти невозможно. Также слегка погнутую палку из алюминия зачастую можно выправить и пользоваться ею дальше. Однако эти приспособления, хоть и не тяжелые, а всё же уступают углепластику по весу.

Карбоновые же лыжные палки, несмотря на отличия их разновидностей для горных дисциплин и для беговых, всегда характеризуются жесткостью, прочностью и легкостью. В беговых лыжных дисциплинах такие палки вообще незаменимы, поскольку обеспечивают максимально сильные отталкивания. Для некоторых видов горнолыжного спорта это тоже неплохо.

Выпускают лыжные палки как полностью из углепластика, так и с содержанием стекловолокна и пластика.

Иными словами, разнообразие материалов и конструкций позволяет подобрать прямо-таки идеальные лыжные палки. То же можно сказать о ботинках из карбона для лыжного спорта и уж тем более — о самих лыжах, среди которых есть беговые, гоночные, горные и охотничьи карбоновые разновидности. Так что можно смело выбирать и радоваться — или заказывать в Carbon Composites и радоваться еще больше индивидуальному изделию.

comcarbo-logo.jpg