Проектирование и производство изделий
из полимерных композитных материалов

Пн - Пт 09:00 — 20:00

+7 (495) 088-18-92
+7 (925) 224-04-82
whatsApp.pngTelegram-logo.png [email protected]

Стоит ли копить на карбоновые вёсла?

karbonovie_vesla.png

Еще в недавней истории и спортсмены, и аматоры пользовались в своей деятельности только деревянными веслами независимо от типа плавсредств. Сегодня это — редкость и роскошь, хотя технология изготовления вёсел из древесины проста и понятна, а качество изделий — исключительно предмет мастерства и опыта. Но всё же вес дерева и его большие габариты при транспортировке сыграли действительно решающую роль, чтобы массовое производство деревянных вёсел осталось лишь прошедшим периодом в истории развития водных видов спорта и, соответственно, снаряжения для него.

А ведь вопросом выбора вёсел (или весла) одинаково серьезно озадачены не только спортсмены и экстремалы, но и просто любители активного отдыха. Ибо выбирать тут приходится с учетом конструкций и форм, поскольку вёсла отличаются в зависимости от типов судов (например, вёсла для SUP-бордов отличаются от тех, что для байдарок и каноэ). Также приходится делать выбор даже среди вёсел одного назначения, так как они могут отличаться формой лопасти еще и в зависимости от вида соревнований (к примеру, фристайл на бурной воде, гребной слалом или для гладкой воды). Однако самый сложный выбор зачастую заключается именно в материале изделия — ибо дерево, как уже было сказано, устарело, а в альтернативах ему еще не все разобрались. Поэтому сегодня Carbon Composites постарается рассказать о самых популярных материалах для изготовления вёсел.

И первым, конечно же, стоит назвать всё же древесину. Правда, речь идет о SUB-веслах из нее и, главным образом, о рынках США и Европы. На просторах же нашей страны изделия из такого материала пока не особо популярны, хотя и получается прекрасный, экологически чистый продукт. К тому же, дерево не тонет и не требует никаких ухищрений для гарантии непотопляемости (вроде сжатого воздуха или пенопласта в качестве наполнителя) — поэтому весло само по себе отлично держится на поверхности воды, если случайно выскользнет. Также древесина не проводит электрический ток, что является неоценимой характеристикой в грозу.

Какие вёсла пришли на смену деревянным?

XX век — век стремительного развития технологий и появления новых материалов для широкого круга пользователей. Поэтому дерево, которое тысячелетиями выручало людей, в ушедшем столетии быстро уступило место другим материалам, которые оказались прочнее, легче и удобнее, хотя сложнее в производстве и значительно дороже в цене.

Комбинация полиэтилена и дюралюминия для вёсел

В этом сочетании саму лопасть (лопатку) делают из полиэтилена, а шафт (древко, или рукоятку) — из дюралюминия. В нашем веке эти материалы еще не забыты и у начинающих гребцов они встречаются очень часто по причине невысокой стоимости. Преимущество таких вёсел еще и в том, что полиэтилен дает возможность штамповать лопатки с высокой производительностью — для этого достаточно создать пресс-форму.

Тем не менее, трудность технологии в том, что она не позволяет делать лопасти каких-то сложных форм, гидродинамика которых давно отличается от классики.

Неудовлетворительным фактом оказался еще и вес полиэтиленовой лопатки: хотя она и легче деревянной, но тоже не идеал.

А еще одним, уже существенным, недостатком, который заставляет отказываться от таких вёсел, является уязвимость дюралюминия. Мало того что его легко деформировать, так еще и при эксплуатации в морской воде он подвергается коррозии.

Комбинация поликарбоната и дюралюминия для производства вёсел

Да, лопасть из поликарбоната стала легче полиэтиленовой почти на 25 %, поэтому какое-то время указанное сочетание в изготовление весла считалось самым лучшим.

Вместе с тем, все уже перечисленные недостатки дюралюминия тут никуда не исчезают, в связи с чем вместо него понемногу стали использовать композитные материалы для производства шафтов.

Композиты для изготовления вёсел

veslo_iz_karbona_dlya_kayaka1.jpgИз композитов практически одновременно начали производить и лопасть, и шафт. Использовали для этого, главным образом, стеклопластик, углепластик, сочетание углепластика и стеклопластика или карбона и кевлара. Технология изготовления из таких материалов расширила возможности производства вёсел с идеальной эргономикой и лопатками со сложными геометрическими формами для разных видов плавсредств и даже с учетом гендерных различий, а также особенностей технического исполнения некоторых спортивных приемов. Например, легче стало изготавливать изогнутый шафт — ибо такая его форма заметно снижает нагрузку на кисть.

Если же сравнивать сами композиты между собой по параметрам прочности, жесткости, весу, долговечности, внешнему виду и цене, то из трех вышеперечисленных материалов 1-е место занимает именно карбон, хотя и кевлар практически не отстает (правда, так же как и карбон, обладает единственным недостатком — высокой стоимостью). Кроме того, те профессионалы или аматоры-фанаты, которые проводят на воде больше двух месяцев в году, чаще отдают предпочтение именно веслам из углепластика, а не стекловолокна, поскольку каждый насыщенный сезон быстро стирает стеклопластиковую лопасть, уменьшая ее площадь.

Так что единственным преимуществом стеклопластика пока является лишь очень простая технология окрашивания в яркие цвета, что упрощает поиск весла на воде, если оно теряется. А вот классическое черное карбоновое весло визуально сложнее обнаружить, хотя этот недостаток с легкостью обходят путем ярких наклеек, не говоря уж о том, что в наше время можно создавать и цветной углепластик.

Что же касается композитного материала на основе углеволокна, который сам по себе гарантирует высокую прочность, тут следует заметить, что некоторые производители при изготовлении таких вёсел используют многослойную конструкцию. С учетом малого веса материала готовое изделие, таким образом, не становится критично тяжелым, зато в прочности значительно выигрывает у всех остальных подобных изделий.

Тем не менее от стекловолокна не отказались окончательно и сегодня есть компании, которые выпускают неплохие вёсла с лопаткой из стекловолокна и карбоновым шафтом. А места соединений их выполняют таким образом, что заменить либо одно, либо другое не составляет трудности, при этом точки напряжения не испытывают критической нагрузки.

Но как бы то ни было, лопасть весла, выполненная из стекловолокна, более хрупкая, и там, где это критично (сплав по мелководью, с порогами и каменистым дном) оно может быстро сломаться. Также его можно сломать, если даже на спокойной воде постоянно отталкиваться им от дна.

Справедливости ради стоит сказать, что подобный финт лопасть из углепластика тоже не любит — особенно когда речь идет о веслах для гонок и марафонов: такие вёсла, как правило, легкие (не больше 500 г) и тонкие. Вообще карбоновые вёсла (даже если из карбона выполнена часть конструкции) лучше беречь даже от незначительных ударов о твердые поверхности. Микротрещины, которые можно не заметить, станут слабым местом весла, поэтому даже при транспортировке лучше к нему относиться бережно, заботливо упаковывая в специальный чехол.

Что остается подытожить и добавить?

Итак, вёсла из композитов:

  1. имеют прогрессивную форму шафта и лопатки;

  2. характеризуются малым весом, что особенно имеет значение в слаломе;

  3. обладают высокой прочностью и упругостью;

  4. не деформируются и сохраняют форму при трении;

  5. обладают низкой теплопроводностью, что позволяет комфортно прикасаться к ним хоть в холод, хоть в жару;

  6. практически без трения входят в воду и позволяют ее хорошо чувствовать;

  7. требуют меньше физических затрат, особенно при маневрах;

  8. дают возможность удобной транспортировки даже в тех случаях, когда конструкция цельная.

Однако следует помнить, что использовать такие вёсла в грозу не рекомендуется из-за проводимости углепластика.

И еще раз о хрупкости карбона и его боязни ударов

По большей части в теории это верно, поэтому не упомянуть это было бы неправильно. Однако на практике не всё так однозначно, поскольку если это — качественный композитный материал, сломать его не так просто. Прежде всего потому, что он не имеет остаточной деформации, ведь производители используют для производства препреги — пропитанные смолой материалы. А использование этих современных смол значительно повышает усталостную прочность, прочность при межслоевом сдвиге (если речь идет о многослойных вариантах) и трещиностойкость.

В связи с этим карбоновому веслу почти ничего не угрожает: влага, температура воздуха, химическое воздействие — и так далее. Не зря же эту технологию переняли из авиастроения и производства гоночных автомобилей.

Так что просто внимательно подходите к выбору производителя, не думая о том, что переплачиваете только за логотип, — или используйте вёсла из карбона, выполненные под заказ, опять-таки тщательно выбрав изготовителя.

comcarbo-logo.jpg